Абилитация и реабилитация – что это такое, в чем разница в данных понятиях

Полезная информация в статье на тему: "Абилитация и реабилитация – что это такое, в чем разница в данных понятиях" от профессионалов для людей. По всем вопросам обращайтесь к дежурному юристу.

Абилитация

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis — быть способным к чему—либо) —первоначальное формирование способности к чему— либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

[1]

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

Читайте так же:  План закупок

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни .

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view? >

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание «доступной среды» — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Читайте так же:  Накопительная пенсия

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Что такое абилитация инвалидов

3 минуты Светлана Поздникова 439

Для людей с инвалидностью важны не только реабилитационные программы, но и абилитационные. Они направлены на максимальную социализацию больного, которая позволит вести полноценную жизнь. В данной статье говорится, что такое абилитация инвалидов.

Что такое абилитация

Термин абилитация обозначает проведение комплекса мероприятий лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализацию. Это довольно долгий процесс. Его цель заключается в приобретении инвалидами новых навыков, умений, которые ранее не проявлялись, и их развитие.

Данное понятие подразумевает комплексный подход, основанный на получении:

  • медицинской помощи;
  • социальной поддержки;
  • психологической консультации;
  • педагогических мероприятий.

Манипуляции, проводимые в данном комплексе, направляются на компенсирование нарушенной или утраченной функции больного, стимулирование вероятных возможностей. В итоге у пациента должен быть сформирован оптимальный адаптационный навык социального отношения с наращиванием общественного потенциала.

Необходимо для каждого конкретного больного разработать индивидуальную программу, которая будет учитывать:

  • психическое здоровье пациента;
  • физические особенности организма;
  • навыки, умения, которые остались у больного;
  • тяжесть заболевания или травмы.

Отличия от реабилитации

Сегодня большинство людей путают между собой определения реабилитации и абилитации. В ходе проведения медицинско-социальной комиссии не только определяется возможность присвоения инвалидности и установления ее группы, но и назначается индивидуальный реабилитационный и абилитационный планы, которые состоят из:

  • формы мероприятий, которые направляются на восстановление утраченной функции на фоне общего заболевания или травмы;
  • сроков проведения данных мероприятий;
  • видов оказываемой инвалиду помощи;
  • оказываемых объемов.

Медицинская реабилитация состоит из комплекса мероприятий, которые направляются на снижение степени ограничения жизнедеятельности маломобильного гражданина. Выделяются следующие виды реабилитации: общий, включающий в себя консервативное лечение, наблюдение за больным, специализированный, основанный на оперативном вмешательстве, протезировании, лечении в специальных учреждениях.

Медицинская абилитация включает в себя мероприятия, оказывающие замещающие утраченной функции действия:

Реабилитационные меры социального характера являются совокупностью процедур, определяющих общественный порядок, правила семейно-бытового характера, учитывая потребности инвалида. Они состоят из социально-средовой ориентации – комплекса мер, помогающего выявить наиболее проявляющиеся у маломобильного человека умения. На их основе разрабатывается его вид общественной деятельности.

Также речь идет о социально-бытовой абилитации, представленной комплексом мер, которые позволяют выбрать наиболее оптимальный режим семейной жизни, общественной деятельности. Получается, что социальная абилитация является подразделом реабилитации и включает в себя консультирование инвалида, обучение инвалида и членов его семьи, обучение инвалидов самообслуживанию.

Также в перечень включают приспособление жилища, в котором проживает маломобильный человек, для его потребностей, ведения нормального образа жизни, способности самостоятельного обслуживания, социально-средовую ориентацию, состоящую из приобретения навыков общения, обучения независимости, приобретения умения по восстановлению сил, помощи при решении проблем личного характера, психологического сопровождения.

Когда лучше начинать абилитацию

Абилитационные мероприятия наиболее приемлемы для детей. Хотя могут использоваться и для других возрастных групп. Индивидуально разработанные занятия позволяют достичь желаемой цели альтернативным способом, если оказались заблокированными привычные пути. Они направлены на адаптацию окружающей среды под отсутствующие функции.

Чем раньше начать абилитацию, тем можно достичь большего успеха. Поздно начатые занятия могут быть малоэффективными. Например, чтобы помочь ребенку с центральным параличом приспособиться, нужно начать логопедические, педагогические, лечебные мероприятия на первом году жизни.

Если реабилитация начинается с первых дней жизни малыша, то абилитацию лучше начать с момента мониторинга будущей мамы и выхаживания ребеночка, имеющего отклонения в развитии. Своевременно начатые абилитационные мероприятия направлены на улучшение физического состояния больного, лучшую социализацию, позволяют найти себя в жизни.

Абилитация и реабилитация – что это такое, в чем разница в данных понятиях

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

[3]

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

Читайте так же:  Выплаты на первого ребенка в москве

К задачам реабилитации относят:

Повышение скорости выздоровления;

  • Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  • Сохранение жизни инвалида;
  • Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  • Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  • Восстановление профессиональных навыков.
  • Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

    Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница. Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни. Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

    Индивидуальная

    Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

    1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
    2. Сроки реализации этих мер;
    3. Виды необходимой помощи инвалиду;
    4. Объемы оказываемой помощи.

    Она предполагает проведение следующих мероприятий:

    Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);

  • Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  • Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  • Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).
  • Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

    Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

    1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
    2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
    3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
    4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

    Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

    Направления комплексной реабилитации:

    Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;

  • Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  • Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  • Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  • Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.
  • Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

    Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

    1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
    2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    К медицинской абилитации относят:

    Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

    Она представляет собой два раздела:

    1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
    2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

    Социально-бытовая адаптация включает:

    Осуществление консультирования инвалида;

  • Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  • Обучение процедурам самообслуживания;
  • Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;
  • Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

    • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
    • оказания помощи при разрешении личных проблем;
    • психологической поддержки семьи.

    Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации:

    Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);

  • Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  • Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  • Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  • Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).
  • Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

    Финансирование программ восстановления умений и приобретения новых навыков осуществляется за счет:

    Федерального бюджета страны;

  • Региональных бюджетов;
  • Иных источников.
  • Меры, связанные проведением медицинской реабилитации и абилитации финансируются из средств федерального бюджета РФ, и из средств региональных фондов медицинского страховании.

    Осуществление передачи в пользование различных технических средств финансируется за счет региональных бюджетов.

    Меры, направленные на создание трудовых мест и оптимальных трудовых условий, финансируются за счет бюджетов предприятий и организаций.

    Реализация индивидуальных программ допускается за счет физических лиц или самого инвалида с последующей выплатой компенсации.

    О современных подходах к реализации данных мероприятий в отношении некоторых категорий инвалидов смотрите в следующей видеоконференции:

    [2]

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Абилитация — это. Лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам

    В социальной сфере фигурирует такое понятие, как абилитация. Это мероприятия, которые помогают инвалидам детства приобрести максимально полноценное качество жизни. Проблематика вопроса имеет многогранный характер.

    Практический опыт опровергает мнения некоторых врачей и педагогов о том, что подобное воздействие бесперспективно. Негативные оценки обусловлены низкой осведомленностью и отсутствием знакомства с инновационными системами восстановления даже запущенных детей. Такие мнения должны уступить место кропотливому и настойчивому труду, который позволит малышу вести нормальную жизнь.

    Читайте так же:  Военная ипотека

    Общие понятия

    Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация – это:

    • Многогранная система медицинских манипуляций.
    • Социальная поддержка.
    • Психологическая помощь.
    • Педагогические и иные мероприятия.

    Все манипуляции направлены на одну цель – компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

    Абилитация – это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии – и во взрослой жизни.

    Специальные организации

    Среди множества социальных направлений, которые существуют в нашей стране, особое место занимают те, деятельность которых направлена на решение вопросов поддержки инвалидов. Во многих регионах создаются абилитационные центры – специализированные учреждения, в которых реализуются различные методики по работе с людьми с ограниченными возможностями.

    Роль учреждений в лечебном процессе

    Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

    • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
    • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
    • Абилитация инвалидов – это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
    • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
    • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
    • В процессе абилитации участвуют внешние социальные институты, что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

    В чем состоит суть воздействия?

    Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

    Комплекс мер для детей с ДЦП:

    • Лечебная физкультура.
    • Ортопедические процедуры.
    • Физиотерапия.
    • Массаж.
    • Специальные укладки.
    • Фармакологическое воздействие.
    • Занятия с логопедом.
    • Подвижные, специальные, настольные игры.

    Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

    • Тренировка слуха и кожного восприятия.
    • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
    • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

    Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

    • Занятия с сурдопедагогом.
    • Обучение дактильной речи.
    • Развитие оставшегося слуха.

    Программа для детей с задержкой речевого развития:

    • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
    • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
    • Логопедическая работа – реализация доречевой и речевой деятельности.
    • Координация моторного и речевого развития.

    Работа центров и семья

    Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой. Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна. Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

    Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

    Абилитация и реабилитация – в чем разница?

    Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

    Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

    Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

    О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

    Социальные аспекты

    Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

    Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

    Читайте так же:  Реформа мвд в россии

    У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

    Чему учатся ребенок и семья:

    • Основные социальные навыки.
    • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
    • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
    • Обучение стереотипам безопасного поведения.
    • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
    • Обучение самоанализу.
    • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

    Вместо завершения

    Абилитация – это длительный и трудоемкий процесс. Родителям очень важно найти грамотного специалиста, чтобы рука об руку пройти этот путь. Задача медицинского работника состоит в корректном выполнении всего комплекса процедур. Общая цель, стоящая между всеми участниками процесса, заключается в формировании у малыша интеллекта, речи и прочих психических процессов.

    Абилитация.

    Отличие реабилитации от абилитации.

    При реабилитации основной радикал — это восстановление ранее утраченных навыков.

    Абилитация — система мероприятий, которые направлены на улучшение физических и психических возможностей «инвалида» с рождения или с раннего действия. Т.е., если реабилитация направлена на восстановление, то абилитация направлена на формирование.

    Абилитация — это адаптивно-развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, наращивания социального потенциала, т.е. по сути, направлена на возможности личности реализоваться в данном обществе.

    Определяющими для развития ребенка являются первые три года жизни ребенка. В первую очередь важно общение с матерью. Все программы ранней помощи являются семейно-центрированными, то есть, направленные на помощь всей семье, а не только ребенка.

    При абилитации всегда будет оцениваться уровень психического развития ребенка. Оцениваются пять сфер развития:

    1. Когнитивная сфера, то есть, способность обучаться.

    2. Физическая сфера. Способность видеть, слышать, рефлекторная деятельность.

    3. Коммуникативная сфера. Способность понимать речь и выражать свои потребности.

    4. Социальная (эмоциональная). Способность проявлять эмоции к другим людям.

    5. Адаптивные навыки (навыки самообслуживания). Ребенок должен сам кушать, одеваться.

    Задачи специального образования при абилитации:

    1. Максимально ранние выявления особых образовательных потребностей ребенка.

    2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.

    3. Обязательное включение родителей в процесс обучения, абилитации и т.д.

    4. Расширение временных границ специального образования.

    5. Наличие специализированного стандарта образования.

    6. Более дифференцированное, пошаговое обучение.

    7. Значительно более глубокая индивидуализация обучения.

    Основные принципы абилитации или раннего вмешательства:

    1. Междисциплинарный подход.

    2. Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд его семьи. В данном случае выявляются не просто нарушения сами по себе, а то, как эти нарушения влияют на удовлетворение потребностей ребенка и семьи.

    3. Ориентированность на личность ребенка. Ребенок понимается как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития.

    4. Формирование близких отношений у ребенка. Ребенок развивается в эмоциональных отношениях. Без постоянства эмоционально-близких отношений позволяет ребенку самостоятельно войти в мир.

    5. Акцент на коммуникацию. Ребенок развивается не только в процессе эмоциональных отношений, но и в процессе коммуникации. Поддержка и развитие коммуникации является и целью и средством программы вмешательства.

    6. Позитивный образ ребенка и родителя. Важно построить такое общение специалиста с ребенком, которое позволяет ребенку почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям почувствовать себя хорошими родителями.

    7. Развитие через среду и окружение. Все, что окружает ребенка. Необходимо создать такое окружение ребенку (физическое, социальное), которое будет наиболее благоприятно для его развития.

    8. Уважение культурным и семейным особенностям. Задача специалиста при разработке программы не навязывать единственно правильный способ поведения, а найти совместно с родителями гармонично вписывающуюся в их образ жизни программу помощи.

    Основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:

    1. Участие родителей в оценке уровня развития ребенка. Дает возможность родителям понять, осознать программу развития ребенка.

    2. Предоставление возможности влиять на составление программы помощи и, конечно же, активное участие в этой программе. Без согласия родителей специалисты не имеют права на вмешательство.

    3. Участие родителей в оценке эффективности программ помощи.

    Факторы, которые влияют на эффективность раннего вмешательства:

    1. Потенциальные возможности ребенка. В первую очередь физические, но так же и психические возможности.

    2. Возраст, в котором начато вмешательство.

    3. Интенсивность и продолжительность программ.

    4. Вовлеченность родителей.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9622 —

    | 7580 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Абилитация и реабилитация – что это такое, в чем разница в данных понятиях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here